вторник, 5 февраля 2013 г.

Диалектика домашней кошки

В далеких планах я лелею надежду о создании энциклопедии волшебных и мифологических существ и созданий. Нет никакого сомнения, что в такой эницклопедии одно из главных мест должно отводиться самой обычной кошке - наверное, нет другого животного, вокруг которого не скопилось бы столько различных суеверий и легенд. Сегодня - некоторые из них.

Первыми надежными упоминаниями о домашней кошке считают терракотовые статуэтки, найденные на территории соверменной Турции (исторический регион Анатолии), изображающие женскую фигуру с кошкой на руках. Статуэтки датируются началом неолита - VII тыс. до н.э.! А первые письменные свидетельства (египетские) относят к II тыс. до н.э.. Так что можно определенно сказать - кошка издревле живет рядом с человеком.

Уже в египетский период кошка стала считаться животным знати, священным животным. Богиня Бастет (Баст) - богиня любви, красоты, радости и счастья - покровительствовала кошкам, сама часто принимала форму кошки или женщины с головой кошки. В центральном культовом городе  Бастет - Бубастисе - были обнаружены множественные захоронения кошек, которых безутешные хозяева мумифицировали точно так же, как и людей. В знак скорби о почившем любимце сбривали брови, а виновного в гибели кошки (даже по неосторожности) приговаривали к смерти.

Но менее известен культ бога-карлика Бесы, весельчака и шутника, покровителя домашнего очага. Ему во всем сопутствовала удача и везение, а особенностью являлось полное отсутствие храмов - Беса являлся защитником неимущих, бездомных, стариков и детей. Предполагают, что имена Бастет и Бесы произошли от нубийского слова "беза", что значит "кот". Посланцами и "курьерами" Бесы выступали коты, они же охраняли жилища и амбары от грызунов.

В конце концов элементы кошкопочитания проникли даже в культ верховного бога Ра, который, помимо прочего, назывался "великим котом", каждую ночь сражающимся со злодейским змеем Апопом и побеждающим его; эту ипостась Ра олицетворял красный кот.

Существует даже историческая легенда-анекдот о персидских войсках, осадивших египетский город Пелузий. Зная об отношении египтян к кошкам, военачальники приказали привязать животных к щитам, а также вести перед соладатами на шлейках. Увидев подобное, египтяне не осмелились стрелять или атаковать наступающих противников; город был сдан без сражения.


Точное время появления кошек в Европе неизвестно, но некоторые археологические раскопки позволяют утверждать, что к началу железного века (800-700 гг. до н.э.) кошки уже были завезены на Британские острова и в Скандинавию. В северных легендах сохранились упоминания о колдуньях, которых сейчас можно было бы назвать фелиноморфами - оборотнями-кошками (именно оттуда "растут ноги" дальнейшей атрибуции котейки как колдовского животного!). Сами скандинавы, впрочем, не видели в этом ничего особенного - был же оборотни-медведи (берсерки) и оборотни-волки (ульфхедны), почему не бывать оборотням-кошкам? Колесница самой богини Фрейи была запряжена двумя кошками - и снова, заметьте, в покровительницы кошкам избрана богиня красоты и любви :)

Об отношении к кошкам в эпоху нашей эры много говорить не приходится - всем известны многочисленные гонения на кошек в Европе, обвинения в помощи ведьмам, в "переноске" чертей и дьяволов, в олицетворении нечистой силы. Кошек топили, сжигали вместе с ведьмами, сбрасывали с колоколен :(

В "Молоте ведьм" Шпренгер и Инститорис описывают, какие мерзости проделывали штединские крестьяне (узнаете булгаковского кота Бегемота?):
Затем садятся за трапезный стол, а по окончании трапезы из стоящей возле стола статуи вылезает черный кот, ростом с собаку, он плетется задом с опущенным хвостом. Кота целуют все наиболее достойные... <...> Удовлетворив временно свою похоть, они снова зажигают огни, из темного угла появляется человек, верхняя половина которого сияет солнечным светом, а нижняя как знакомый уже нам черный кот.
Впрочем, кошачьи богини сполна отомстили обидчикам - истребление кошек стало одним из дополнительных факторов распространения и восцарения европейской чумы, т.к. крыс и иных грызунов ловить стало некому.

Отношение к кошке на Руси было противоречивым. С одной стороны, кошка была чрезвычайно редким и ценным животным, атрибутом князей и знати. «Русская правда» Ярослава Мудрого определяла, помимо прочего, и штрафы за убийство чужого животного. Штраф за убийство кота приравнивался к штрафу за убийство вола (вол добывал хлеб, а кот охранял его) и вдвое превышал штраф за убийство жеребца! Кошке позволялось входить в православный храм, более того, часто в новоотстроенную церковь сначала впускали именно кота, и лишь затем входили люди. Существовала примета, согласно которой убившему кошку человеку никогда больше не будет сопутствовать удача. Бытовала также легенда о происхождении кошки "из рукавицы Богоматери" и о том, что кошка спасла Ноев ковчег, заткнув хвостом прогрызенную мышью дыру в обшивке.

Кошка видит и шипит на нечисть, она охраняет дом (домовому приписывают способность обращаться в кошку). В Польше считают, что в новостройку нужно привезти краденую кошку, тогда житье будет добрым; в несчастливых семьях кошки вообще не водятся. Черная кошка особенно хороша для сохранения дома от нечисти, но ее следует выпускать на улицу во время грозы - по распространенному среди славян поверью, в грозу бог или Илья-пророк молниями и громом пытаются поразить чертей, которые прячутся от них в том числе и в тела кошек.

// Существует украинская сказка о леснике, встретившем во время грозы кошку, которую не брали ни гром, ни молнии. Он застрелил ее освященной оловянной пуговицей, а следующей ночью во сне ему явился Святой Георгий и рассказал, что это была не кошка, а черт, который на протяжении семи лет дразнил Георгия и не давал ему покоя, но теперь он повержен, и святой станет заступником леснику до конца его дней (и на том свете).

С другой стороны, кошка считалась колдовским, опасным созданием, без труда перемещающимся между мирами. На Украине и в Белоруссии запрещалось спать вместе с кошкой, особенно детям - от этого может помутиться рассудок. Болгарские поверья обвиняли кошку в том, что она радуется смерти хозяина, и на том свете будет раздувать огонь под котлом (собака же, напротив, скорбит о хозяине, и таскает воду, заливая адский огонь). Кошку предписывалось не перевозить на телеге, запряженной лошадьми - таким образом колдуны "сушат" коней. Вместе с тем, к кошке "не липнут" болезни - ребенка, страдающего чахоткой или лихорадкой, купали в одной бадье с кошкой, веря, что болезнь перейдет на животное, но тому ничего от этого не будет.

Кошка приносила неудачу не только тем, кому она перешла дорогу. Неуспех грозил охотнику и рыболову, который даже просто увидел кошку или упомянул о ней вслух (использовали другие названия, скажем, хвостатая или запеченка (т.е. живущая за печкой)). В образе кошки, помимо колдунов и чертей, к детям приходит сама Смерть, тот же образ принимают злые болезни вроде холеры или "скотьей погибели". В некоторых губерниях России при падеже скота вокруг села протаскивали маленький плуг, запряженный черным котом и черным петухом.

Кошки высоко ценились и на вершинах власти - так, на картинке выше изображен любимый кот Алексея Михайловича Романова, отца Петра I. Монарх так ценил своего питомца, что приказал нарисовать его портрет. Он привил любовь к кошкам и своему сыну, издавшему такой указ: «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Аналогично было отношение к кошкам и в Японии - там кота в подарок и в знак высшей милости и расположения давал сам император.

// Ясно, что находящийся в милости у императора человек ни в чем себе не отказывает; и сохранившаяся вплоть до нашего времени традиция хранения дома статуэтки кошки с поднятой лапкой Манэки-нэко (яп. "зовущий кот", "манящий кот"), приносящей богатство, удачно совпала с древним ритуалом.

А В. Гиляровский писал, что среди купцов вплоть до начала XX в. был распространен обычай "спора котами" - когда выставлялись роскошные, откромленные и ухоженные кошки, и победителем объявлялся самый шикарный, самый блестящий кот!

К настоящему времени образ кошки полностью реабилитирован в глазах человечества. Во множестве выводятся различные, порой весьма неожиданные породы, устраиваются выставки и конкурсы, а самый большой кот породы мейн-кун достиг 9 кг. чистого веса! Почитание кошек повсеместно - от миллионов фотографий, форумов, сообществ и блогов в интернете (вспомним хотя бы недавнюю мануломанию) до неко-ушек аниме и специальных японских котокафе, где стесненные крошечными квартирами японцы могут вдоволь нагладиться и наслушаться урчания и мяуканья:

// Кстати говоря, такое котокафе ("Республика кошек") открылось и в Ленинграде - тем, кто там живет или бывает проездом, стоит зайти! ;)

Диалектическая спираль кошачьего бытия прошла полный круг - от древнего божественного тезиса о почитании через средневековый антитезис колдовской твари к современному синтезу, полному любви и обожания.

Как говорится, может, стоит добавить еще немного? ^__^

4 комментария:

  1. Ооо... котейки...:)

    ОтветитьУдалить
  2. Саня, в нете две самые популярные темы: котики и порно, не трудно догадаться о чем будет твой следующий пост :-)
    Поляки пиздящие кошек это круто!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаешь, один солидный человек, полковник ФСБ, по совместительству - доцент нашей кафедры, как-то предлагал издавать "научно-эротический журнал". Я думаю, пара котеек там бы тоже пришлась бы к месту ;)

      А мне жалко ни в чем не повинных (?) созданий. Потом Булгаков наглядно показал, что бывает, если злить кота xD

      Удалить