среда, 27 февраля 2013 г.

Современные богатыри


Продолжая начатую вчера тему богатырей, я хотел бы немного поразмышлять о том, почему герои древних былин актуальны и поныне, а также пояснить, что именно я считаю важным и необходимым в их образе.

Начнем мы с того, что подчеркнем очень важную мысль - все былички и былины (еще их называли старины, ударение на 1 слог) проникнуты общим чувством свободы и народного единства. Сошлюсь на мнение того же О. Миллера:
независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохранённой вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом. 
С одной стороны, это верно - богатыри отстаивают интересы простого народа, но, при этом, былинам чужд классовый антагонизм. Добрыня, к примеру - иногда дядя, иногда племянник княза Владимира, он сведущ в дипломатии и умеет быть обходительным и убедительным, а некоторые былички начинаются с того, что князь поручает Добрыне собрать дань или возглавить важный конвой в далекие края (скажем, с целью сватовства). Но при этом Добрыня легко женится на крестьянской девушке, приглянувшейся ему сообразительностью и красотой.

Неоднократно подчеркивается уважительное, а в поздних былинах - истовое отношение к православной вере, своим святыням (так, Илья уходит "на покой" в монастырь, оставив суету младшим богатырям), и, вместе с тем, образ Алеши Поповича содержит в себе язвительную насмешку над священниками, показывает их отнюдь не в благом свете (быличка о том, как Алеша, пользуясь отсутствием Добрыни, объявил, что видел его мертвым и попытался жениться на добрыниной "вдове").

С другой стороны, в былинах присутствует мощный дух общины, коллективизма, сплочения, товарищества, даже круговой поруки. Вышеупомянутый Миллер был уверен, что именно общинность является
внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.
Сложно с ним поспорить - не секрет, что практически целиком и полностью крестьянская Россия потому так и восприняла идеи коммунизма, что они по духу были чрезвычайно близки народным представлениям об идеальном, совершенном мироустройстве [оставим за рамками подробности и то, что получилось в итоге].

Но, вместе со всем вышеперечисленным, в былинах присутствует очень своеобразный, русский элемент чудесного. Это не европейская магия, не восточные артефакты - богатыри, как положено настоящим сказочным (использую слово "сказочный" в изначальном смысле: от "сказ" - история, повествование) персонажам, отличаются от обычных людей совсем чуть-чуть. Быличка как бы намекает - тебе практически ничего не мешает стать таким же богатырем! Да, меч-кладенец на дороге не валяется, но и Ильюша не нашел его за сараем, а сначала обучался у древнего Святогора, а иные богатыри отправлялись в полноценный квест за своим снаряжением и обмундированием.

Попутно отмечу, что былинам тоже присущ весьма показательный аспект, типично древнерусский - богатыри сами вооружаются и экипируются, а князь лишь иногда милостиво приближает их к столу, даже награждает, но пропитание и "быт" герои вынуждены обеспечивать себе самостоятельно. Такая характерная черта не должна смущать и вводить в заблуждение - богатыри отнюдь не кондотьеры или наемники у княжеского шатра, напротив. Скорее, сам князь осуществляет "менеджерские" функции ровно до тех пор, пока народ князем доволен, а если князь перестал быть мил, его гонят прочь (вспомните хотя бы Александра Невского и его весьма непростые отношения с жителями Твери и Новгорода, что выпроваживали сурового князя, когда очередная беда миновала).

К чему я веду, собственно говоря?

В условиях полного вакуума в сфере моральных ориентиров образы героев-богатырей представляются чрезвычайно притягательными и полезными как для подрастающего поколения, так и для взрослых людей. Но крайне важно понять, что былины не являются простенькими побасенками для грудничков, в них предостаточно эпического и трагического.

По сути дела, свод русских былин колоссален - кроме "титульных" Ильи, Добрыни и Алеши, а также "старших" богатырей-исполинов вроде Вольги или Полкана, счет идет на десятки персонажей! И если имена Микулы Селяниновича и Никиты Кожемяки еще более-менее известны, то кто знает Дуная Ивановича? Михайло Потыка? Дюка Степановича? Или таких экзотических богатырей, как Сухман Одихмантьевич и Чурило Пленкович?

Накал страстей и уровень пафоса зашкаливает так, что "Шахнамэ" нервно отходит в сторону, а всякие "Тристаны с Изольдами" начинают судорожно сглатывать от зависти. Допустим, история богатыря Михайло Потока (Потыка), северного витязя.

На охоте он ловит лебедя, который просит не губить его. Поток сохраняет жизнь говорящей птице, и через некоторое время она превращается в девушку - Авдотью Лиховидевну. Герой женится на ней, и при этом красавица берет с него зарок - кто раньше умрёт, то оставшемуся в живых быть похороненным вместе с умершим, в одной могиле. Товарищи-богатыри отговаривают его, но Поток не слушает их и гонит от себя. Умирает, естественно, оборотница. Потока вместе с ее телом спускают в могилу, на коне, в полном вооружении и с запасом пищи. В могилу является змей, который любил Авдотью (традиционный образ змея-искусителя-обольстителя). Михайло сражается с ним, убивает и кровью убитого оживляет жену.

Но эта история ничему не научила Михайло - коварная супруга опоила его волшебным зельем и обратила в камень, а сама сбежала к Кащею. Друзья-богатыри мстят за Потока, выслеживая неверную супругу, находят логово Кащея и убивают грозного царя. Там же они находят и Авдотью, которую четвертуют лошадями (!). В секретном хранилище дворца они обнаруживют живую и мертвую воду, которой воскрешают Потока.


Тут тебе и хоррор, и триллер, и батальных сцен хоть отбавляй - а это лишь одна былина! Сколько еще нетронутых сюжетов остается за кадром?

И, вместе с тем, история Михайло учит очень многому. Нельзя безоглядно доверять первому встречному, а, тем более, давать неразумные обещания. Любовь может причинить ужасные страдания, особенно в сочетании с коварством и изменой. Верная дружба и взаимопомощь, при этом, способна разрушить любые преграды и стены - даже рассерженные на Михайло богатыри отбрасывают в сторону все обиды, когда дело принимает крутой оборот, и спасают своего друга, а он в эпилоге былины клянется не нарушать более дружеских обетов, и отправляется в дальний поход на границу.

Не нужно и, более того, преступно лепить из богатырей лубок для детей. Былины сохраняют преемственность, традицию народного духа, смысла жизни, краеугольных составляющих менталитета и мировоззрения.

Причем некоторые сюжеты чрезвычайно актуальны в наши дни - достаточно лишь названий!
Бой Ильи Муромца с Жидовином.
Илья и Никита против собаки Калина, хана татаровьина. 
Идолище Поганое сватает племянницу князя Владимира. 
Опыт реактуализации былин был, и относительно удачный - это т.н. "новины", произведения 20-30 гг. о Гражданской войне и советских вождях. Приведу такой показательный отрывок:

Как из той Москвы да белокаменной,
А из-за тех кремлевских стен высокиих,
Отправляется дородный добрый молодец,
Молодой Иосиф да Виссарионович,
Отправляется он да во чисто поле.

На поéзде с Лениным совет держал:
А куда ему ехать, куда путь держать.

«Если ехать мне да на южную сторонушку,
Так надежный ведь у нас там атаманушка,
Молодой Климентий да Ефремович
Со своей ли он да армией великою,
Он воюет от Донбасса до Царицына,
Постоит за правду, за отечество.

Если ехать мне под западну сторонушку,
Так надежный есть у нас там атаманушка,
Молодой Семен там с сотнею буденновской,
Со своей ли он конницей великою,
Ни за что не сдастся в руки неприятелю,—
От того ли города от Умани
Да до той ли до станции до Кастóрноей
У него дороженька очищена.

Если ехать мне в восточную сторонушку,
Где воюет Фрунзе да с Чапаевым,
Без меня у них там силушки достаточно.
Если ехать мне на северну сторонушку,
Там воюет Антикайнен добрый молодец,
У него там все озера, речки пройдены
От Лодейного до Мурмана».

Говорит ему Ленин таковы слова:
«Ай же ты, Иосиф да Виссарионович,
Поезжай ты в поле биться-ратиться,
А ведь мы с Калининым останемся
Здесь, в Москве мы управлять да в белокаменной,
А не бросить же Москвы да белокаменной,
Безо всякого присмотру трудовой народ,
Чтобы знали кому да подчинился».

Ну а дальше, как положено, завязалась кровавая битва:

Выезжал в раздольице чистó полé,
Сам вскочил на гору на высокую,
Посмотрел в кулак он богатырский
А на ту ли южную сторонушку,
Усмотрел под городом Царицыном
Да вдоль ли Дона, Дона тихого,
А стоит там силушки черным-черно,
А черным-черно, как черна ворона,
А ведь тех ли продажных шкур деникинских.

И поехал под славный под Царицын-град.
Налетел он вихрем на деникинцев,
Стал он силу с крайчика потаптывать,
А ведь тую ли силу неприятеля,
Стал копьем колоть да из ружья стрелять,
Из ружья стрелять, рубил он саблей острою.

Сталин силу бьет да под Царицыном,
А он силу бьет, да как траву косит,
Да ведь сила в нем не уменьшилася,—
А куда ударит — падет улицей,
Перевернет саблю - переулочком.

Так ведь эти же дородни добры молодцы
Со своей ли Красной Армией великой
А ведь бились они да трое суточки,
Не едаючи, да не пиваючи,
Да себе отдóху не даваючи.

А кончается все традиционно:

Дай пишите-ка вы грамотки посыльные,
Да всему народу пролетарскому.
Да пишите, в города да с пригородками,
Да во тее ли села да с поселками,
Чтоб знали все да на большой Руси,
Что над той ли Москвой да белокаменной,
Да над теми ли над стенáми над кремлевскими
Да огромно красно знамя развевается,
От такой победы от великоей».

До сих пор герои вспоминаются,
Не забудутся герои веки-повеку,
Заслуженную славу много сотен лет.
Дак во тую ли Москву народ съезжается,
Да на Красную площадь собирается.

Как тут Ленин во большой Москве
Заводил почестен пир, да пированьице,
Да для сильных могучих богатырей
Да для Красной Армии великоей,
Да для всего народа-трудящихся.

Были и другие, не менее прекрасные новины - вот вступление сказа про полярных летчиков:

Призывал людей премудрых да все ученых,
Созывал ясных соколов, геройских перелетчиков,
Говорил-то он таковую речь:

«Уж вы ой еси, добры молодцы, герои-перелетчики,
Вы слетайте в ту страну, в саму дальнюю,
В саму дальнюю да во холодную,
Во холодную да во северную,
Куда ясны соколы никогда не летывали,
 Добры молодцы никогда не проезживали». 

Кто рискнет сказать, что перелеты первых полярных летчиков или спасение команды "Челюскина" - это не былинный подвиг? Ведь не зря первыми Героями Советского Союза стали именно пилоты-челюскинцы...


Но это, конечно, частности - и дело тут вовсе не в стиле и языке изложения, хотя определенные обороты и метафоры из былин плотно вошли в русский обиход. Чрезвычайно важен сам принцип создания своих, собственных героев, героев от плоти и крови народа, защитников и радетелей. При этом богатыри не демотивируют людей так, как это делают супергерои американских комиксов, когда только избранный уберменьш с лазером из глаз способен уничтожить очередного злодейского гения с ядреной бонбой. Отнюдь, богатыри, как я уже говорил выше, первые среди равных, и выступают в качестве метафорического олицетворения силы, воли и гордости народа.

Может, потому и нет "современных богатырей", что так плохо с вышеперечисленным?..


P.S. Из разряда «мозговой штурм» или «наш ответ Чемберлену». Советский супергерой, получеловек-полупес (киноморф), П.П. Шариков, который смог вырваться из лап кровавого палача, профессора Преображенского! Сталинский опричник, начальник секретного "отдела очистки", он выпалывает всю контрреволюционную нечисть! Под руководством мудрого замнаркома Швондера, ученика Дзержинского, Шариков (оперативный псевдоним - "Клим Чугункин") блестяще распутывает дело "Промпартии", проводит операцию "Весна", громя троцкистов и фашистов! Ему противостоят жуткие кадавры вивисектора Преображенского, а также кошмарные монстры профессора Персикова! К началу 30-х на арену выходит махровый вредитель и шпион, инженер Гарин! Новые приключения бесстрашного чекиста - в следующем номере!

Эх, какой бы мог получиться сценарий... :)

2 комментария:

  1. Ахаха, жду следующего номера :D

    подписываться, или и так понятно?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вот думаю - может, написать развернутый сценарий да отправить куда? ))))

      Тебя нельзя не узнать, Алима, но ты все-таки справься с логином )) туториал тебе составить, что ли? XD

      Удалить