вторник, 5 марта 2013 г.

Здравствуй, оружие! part 0: введение

Оружие является выражением воли, направленной на разрешение конфликта.
К.Г. Юнг.

В качестве небольшого введения к предстоящей оружейной теме - классификация и деление божественных и героических предметов вооружения, а также общие размышления о роли оружия в мифологиях и религиях.


Не новость, что оружие - неотъемлемый атрибут богов и героев, их гордость, порой предмет схваток, вражды и убийств. Если попытаться оценить образ оружия в мифологии, то самым древним, вероятно, можно считать овеществление явлений природы.

В представлениях наших далеких предков молния оказывалась могучим дротиком или копьем, туча - щит, гром - удар топора, солнечный луч - стрела и т.д.

По мере очерчивания и разделения божественного пантеона на различных функциональных персонажей, оружие становилось "статусным" артибутом.  Главный бог владел жезлом-копьем (молнией-перуном), богу Солнца принадлежал лук и стрелы; бог-громовник обладал молотом или топором, а также щитом, в который он стучал.  Выкованное из космических или благородных металлов оружие зачаровывается, обретает волшебную силу: на него наносят надписи, руны, тайные знаки, украшают драгоценными камнями, дают личное имя.

В соответствии с этим земные "наместники" получали подходящее оснащение и регалии - золотой скипетр-жезл князя и короля, сверкающий "булатный" меч воеводы и герцога, стальной топор и молот дружинника и воина и пр.

Со временем оружие становится неотъемлемой частью того или иного бога, символическим выражением его силы. Когда хитрый йотун украл у Тора его молот, скандинавский бог-громовержец не способен выполнять свои прямые обязанности! Лишь после того, как молот, благодаря хитростям Локи, возвращается в руки своего владельца, Тор вновь начинает без устали громить великанов.

Оружие древних богов, в массовом представлении, обозначало возможность Порядка и Добра противостоять Хаосу и Злу. А так как эта борьба, по сути, бесконечна, то и небесные борцы должны обладать неиссякаемыми силами. Более того, в мифах и легендах волшебное оружие оказывается в руках героев и даже простых смертных, что подчеркивает необходимость вышней помощи и, вместе с тем, высокое доверие, оказанное тому, кто сражается за правое дело.

Довольно неожиданное изображение Одина, не правда ли?

Оружие обрастало множеством ритуалов, традиций, церемоний. Допустим, обмен оружием между противниками становился знаком того, что вражда сменяется дружбой. Вспомним диалог Главка и Диамеда в "Илиаде":
Теперь обменяемся нашим оружьем, чтобы все знали, что наша приязнь взаимна.
В некотором смысле, вооружение богов и героев неслучайно - оно являет противоположность чудовищам, с которыми они сражаются. Поэтому оружие, используемое в мифологической битве, имеет глубокое и специфическое значение: оно определяет и героя, и врага, которого тот намерен уничтожить. К примеру, историк М. Шнайдер предполагает, что битва копья с мечом означает противопоставление неба и земли. Дробящее оружие типа молота и булавы обозначает разрушение и окончательное уничтожение, сопутствующее победе.

Мне представляется целесообразным разделить все мифологическое оружие на несколько следующих категорий:
  • Оружие богов, сделанное ими непосредственно или с помощью других богов. Самые типичные предметы такого типа - Ваджра, скипетр-трезубец индийского бога Индры, Амэ-но-нухоко, нагината японских богов-творцов Идзанаги и Идзанами, или Шиукоатль, копьеметалка ацтекского бога Уицилопочтли. 
  • Оружие богов, созданное с помощью хтонических сил либо полученное из других источников. Сюда можно отнести скандинавский Мьельнир, молот Тора, выкованный цвергами, Дрепан, адамантиновый серп Крона, сделанный тельхинами, а также любопытное копье Ареадбар, которое ирландский бог Луг захватил... у короля Персии Писеара!
  • Оружие богов, не поддающееся классификации - к примеру, оружие тридцати, которым Гор поразил Сета, молнии-перуны Зевса, или Агнея - огненное оружие индийского бога Агни. Неизвестно, как это оружие выглядело на самом деле.
  • Оружие героев, доставшееся им от богов (или некогда принадлежавшее богам). Наиболее распространены почему-то луки - это Виджая - лук героя индийского эпоса Карны, с которым некогда Индра победил демонов, Ухао, лук Ши Хуан-Ди, который упал с усов золотого дракона, а также красный лук, подаренный китайским богом Ди-цзюнем мифическому стрелку И. 
  • Оружие героев иного происхождения, сделанное самостоятельно или добытое в боях и приключениях. Самая широкая категория, включающая в себя такие артефакты, как  Гурза’и гав-сар - булаву Фаридуна и Рустама из "Шахнаме", меч Хротти из числа сокровищ дракона Фафнира, которым завладел Сигурд, и топор Кухулина Куллух, который был настолько острым, что заставлял кровоточить воздух.
К оружию примыкают и защитные средства, которые целесообразно разделить на две общие части:
  • Доспехи богов, включая сюда шлемы и щиты. Среди них Эгида, знаменитый щит Зевса и Афины, ставший нарицательным словом, Мегингьярд и Ярнгрейпер, пояс и перчатки Тора, а также волшебная рубашка кельтского бога-кузнеца Гоибниу, защищавшая не хуже любого доспеха.
  • Доспехи героев, их элементы аммуниции и экипировки. Тут и шкура Немейского льва, служившая броней Гераклу, и Дубан, чёрный щит кельтского Кухулина, и даже Эгисхельм - шлем ужаса, который служил Фафниру для отпугивания людей от сокровищ, и который отобрал бесстрашный Сигурд.
В ближайшее время я начну рассматривать каждую указанную категорию, ведь о любом оружии можно говорить очень долго! В конце же будет сравнение самых эпических и мощных видов оружия всех мифологий и религий, вместе взятых :) Оставайтесь с нами!

2 комментария: