четверг, 7 марта 2013 г.

Здравствуй, оружие! part 2: копья богов II


Если в предыдущем выпуске речь шла о тех копьях, которые боги сделали сами или получили от других богов, то в этот раз мы поговорим о копьях (и сходном с ними оружии), которые боги заполучили из иных источников.

Ассайл (Ассал, гэльск. Gáe Assail, "копье Ассайла") - копье кельтского бога солнца Луга, одно из 4-х сокровищ детей богини Дану. Принадлежало королю Ассалу из города Гориа (в иных источниках - Финдии) и было стребовано Лугом в качестве виры за убитого отца, Киана. И король, и сама местность - суть обозначения "потустороннего мира", Сида. Копье имело рунические надписи "Ibar" (гэльск. тис), благодаря чему оно всегда попадало точно в цель, и "Athibar" (гэльск. снова тис), которая позволяла копью возвращаться обратно в руку владельца. 

Ареадбар (гэльск. Areadbhar, "Истребитель") - отравленное копьё Писеара, царя Персии, захваченное все тем же богом Лугом. После того, как Луг стал пользоваться Ареадбаром, копью передались солярные свойства бога - наконечник необходимо было всегда держать в воде, иначе копье могло воспламенить все вокруг.

Чтобы завершить с Лугом (эпитеты которого, кстати говоря - "Долгорукий" и "Сверкающий с твердой рукой"), отмечу, что ему принадлежала также и праща Татлум (гэльск. "камнематалка"), с помощью которой он убил своего деда, короля фоморов Балора, во время Второй битвы при Маг Туиред, попав камнем прямо в единственный глаз противника. В средневековой Ирландии считалось, что радуга - след того самого броска Луга.


Тришула (санскр. "три копья") - первоначально трезубец древневедического бога Рудры. Грозный и белый, был выкован твроцом-кузнецом Тваштаром. Именно Тришулой рудра орудует в битве с асурами, возглавлявшимися Ушанасом, из-за Тары, жены Брихаспати, похищенной у него Сомой.

В позднем индуизме - оружие бога Шивы, который затем достался богине Дурге. Происхождение оружия туманно - утверждается, что Шива "поднял его с земли". Богами Тришула используется как копье, но иногда может применяться в качестве трехлезвийного кинжала или меча, если верхнюю часть снимают с древка.

Три зубца Тришулы обозначают три аспекта этого божества - созидающий, защищающий и разрушающий. Длинная рукоятка трезубца представляет собой вселенскую ось.

В буддизм ваджраяны индуистский трезубец вошел как атрибут гневных божеств-защитников и идамов, имеющих сходство с Шивой (например, Чакрасамвара и Махакала). Здесь Тришула символизирует разрушение трех ядов ума - неведения, желания и агрессии. 

Дурга, выступающая в мифах как богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка,  сражается с демонами. Один из самых известных её подвигов, сотворенный в состоянии гнева (которое даже почитается как отдельный образ Дурги - богиня Чанди) - схватка и уничтожение в поединке демона Махиши, низвергнувшего богов с небес на землю. Коварный демон, согласно пророчествам, не мог быть побежден ни мужем, ни животным. Естественно, Дурга пришла на помощь богам :)


Тришула по сей день является объектом для культового почитания, в честь нее совершаются специальные обряды и ритуалы. Нередко этот трезубец можно увидеть на верхушках шиваитских храмов и святилищ, например, в Малайзии. Женщины, молящиеся о зачатии, украшают установленные в храмах тришулы браслетами в качестве подношения Шиве, особенное если хотят иметь сына. А в Непале тришула даже стала символом Коммунистической партии! XD

Триена - трезубец (прямой перевод греческого слова) Посейдона/Нептуна, сделанный киклопами. Популярный в Древней Греции оберег-талисман. Предполагается даже, что внешний вид греческой буквы «пси» (ψ) символизирует оружие Посейдона! 

Трезубцем Посейдон вызывал бури и землетрясения, высоко вздымал волны морей, его броском царь водных глубин рушил скалы. За нечестивую похвальбу Посейдон разбивает трезубцем скалу и, таким образом, губит Аякса Оилида. Но если бог пожелает и протянет трезубец над волнами, они тотчас успокаиваются, штормы стихают, и воды вновь спокойны для мореплавателей, а ударом о твердь он мог порождать лошадей.

В другой легенде Посейдон, спасая маленькую девочку от преследующего ее сатира, так сильно метнул в него свой трезубец, что его зубцы, пронзив тело сатира, вонзились в скалу. Когда же морской бог вынул оружие из камня, оттуда заструился чистый родник. Позже на этом месте был построен храм Посейдона.

Любопытно, что римские гладиаторы нередко выступали с оружием Нептуна - трезубцем и рыболовной сетью.


Гунгнир (древне-исл. "качающееся", "колеблющееся") - копье Одина в германо-скандинавской мифологии. В Поездке Сигурда валькирия Сигдрива говорит, что все 24 руны выгравированы на наконечнике этого копья.

Копье изготовили цверги, дети Ивальди, под руководством кузнеца мастера Двалина, среди прочих сокровищ - к примеру, выкованных из золота волос для богини Сив, которые ничуть не уступали настоящим. В Языке Поэзии Снории Стурлусена утверждается, что копье было столь прекрасно сделано и сбалансировано, что могло поразить любую цель на любом расстоянии, вне зависимости от навыков или силы, и возвращалось в руку метателя.

Гунгнир забрал себе Один, и сам улучшил его своей магией. После этого оно могло пробивать самые толстые щиты и панцири и разбивать на куски самые закаленные мечи. Гунгнир может обжечь руку того, кому не принадлежит. Единожды брошенное во врага, оно не останавливалось, пока не закончится битва, и всегда приносило победу (так, именно бросок Гунгнира начинает войну между асами и ванами). На Гунгнире трижды распинали и сжигали великую колдунью Гулльвейг, "и все же она доселе живет".

// Бросание копья вождем было хорошо известно и славянам. Когда Ольга с сыном своим Святославом изготовилась к битве с древлянами, Святослав бросил в них копьем. Дружинники Свенельд и Асмуд сказали легендарное: "Почнем, братие, князь уже почал". И да, спойлер - они победили древлян ;)

В Речах Высокого повествуется о жертвоприношении Одина, принесенном самому себе. Бог пронзил себя собственным копьем, после чего девять дней и ночей провисел на ветвях всемирного Древа Иггдрасиль. Благодаря этой пытке Всеотец получил мудрость, знания рун, возможность перемещаться между мирами, а со своего трона в Вальхалле он мог видеть, что творится во всех девяти мирах.

Именно Гунгниром Всеотец будет колоть Фенрира во время последней битвы богов, Рагнарека, и лишь из этой, финальной схватки, Отец Ратей не выйдет победителем.

В "Кольце Нибелунгов" Р. Вагнера Гунгнир изготовлен из дерева Мирового Ясеня Иггдрасиля, что, конечно, мало соотносится с древними мифами.

// Характерно и то, что свою винтовку норвежский террорист А. Брейвик назвал именно "Гунгнир".

Комментариев нет:

Отправить комментарий