среда, 13 марта 2013 г.

Здравствуй, оружие! part 4: луки богов

Продолжая оружейную тему, нельзя не вспомнить про стрелковое оружие богов в различных мифах и легендах. Сегодня речь пойдет о луках - древнем, но чрезвычайно символичном вооружении.


Юси - золотой лук финского бога-кузнеца Ильмаринена, владыки воздуха и погоды. Само название стало в итоге обозначать "лук" в финском языке. Создание лука описывается в десятой руне "Калевалы" следующим образом:

Лук из пламени явился
С золотым сияньем лунным;
Серебром концы блестели,
Рукоятка – пестрой медью.

Был по виду лук прекрасен,
Но имел дурное свойство:
Каждый день просил он жертвы,
А по праздникам и вдвое.

Несмотря на то, что поздние списки уверяют, что "Сам кователь Ильмаринен и не рад такому луку: пополам он лук ломает и бросает снова в пламя", существует много альтернативных легенд, где лук (равно как и плуг, корабль и прочие "злые вещи" Ильмаринена) пережил разрушение. За его части шла борьба, в итоге он был собран, перекован и служил различным отрицательным персонажам финского и эстонского эпоса (скажем, Сортсу и Сарвику из "Калевипоэг"). Некоторые исследователи, кстати говоря, считают, что речь идет не о составном (композитном) луке, а о первом... арбалете!

Кровожадность лука - популярное северное свойство оружия. Существуют аналогичные ножи, мечи, топоры - так, знаменитый меч Тервинг (Тюрфинг), выкованный цвергом Двалином, удар которого невозможно было отразить, а нанесенная рана всегда была смертельной, обладал сходным качеством. Если владелец обнажал Тюрфинг, то его уже нельзя было просто вложить в ножны, не обагрив перед этим кровью.

Гекатебол (греч. "метатель стрел") - серебряный лук бога солнца, света и правды Аполлона, подаренный ему Гефестом вместе с золотыми стрелами. Название лука со временем стало эпитетом самого Аполлона.

На четвёртый день после рождения Аполлон сразился со змеем Пифоном (или Дельфинием), посланным злобной Герой. Стрелы юного бога не знают промаха, и как ни был силен Пифон, Аполлон победил его, а на месте сражения поставил оракул, назвав его Дельфами. Этим событиям посвящено одноименное стихотворение А.А. Фета:

Упрямый лук, с прицела чуть склонён,
Еще дрожит за тетивою шаткой,
И не успел закинутый хитон
Пошевелить нетронутою складкой.

Уже, томим язвительной стрелой,
Крылатый враг в крови изнемогает,
И черный хвост, сверкая чешуей,
Свивается и тихо замирает.

Аполлон также поразил стрелами, выпущенными из своего лука, великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. В 278 году до н.э. Аполлон отразил нападение галлов на Дельфы.

// Стрелу, которой убил киклопов, он забросил на небо и сделал созвездием Стрелы.

Губительные стрелы Аполлона могут также приносить голод и внезапную смерть во сне, порой поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

Лук характеризует Аполлона как ни перед чем не останавливающегося мстителя, несущего кару. Существуют, впрочем, и эзотерические трактовки оружия бога:
Стрелы и лук приписывают ему или потому, что из его круга исходят лучи наподобие стрел, или потому, что он уничтожает туман сомнения своим явлением.
Стрелы и лук любезны тебе в той мере, в какой они выражают природу Аполлона. Они всегда остаются бескровными.
У римлян была в ходу поговорка Neque semper arcum tendit Apollo ("не всегда натягивает свой лук Аполлон"), то есть даже бог не всегда занимается серьезным делом, иногда он может и отвлечься.

Гекаэрга (греч. "стреляющая без промаха") - золотой лук богины охоты и плодородия Артемиды, подаренный тем же Гефестом одновременно с подношениями брату, Аполлону.

Артемида сурова и безжалостна - всех, кто не выполняет ее строгих предписаний (преимущественно в области целомудрия), она разит из своего лука. Так, стрелами были убиты Амфион и его дочери, Буфаг из Аркадии, Лимон, сын Тегеата,  Филонида (она же Хиона) и сама Каллисто.

Ее лук - несомненно, древний лунарный символ убывающего месяца, грозный полукруг неотвратимого возмездия. По одной легенде, тетиву Гефест выковал из лунных лучей, по другой - из лучей лунного света он создал стрелы.

Сафа, иногда Сапфа (греч. "причина страстей") - лук греческого бога любви Эроса. Происхождение неизвестно (по разным версиям, подарен то ли Зевсом, то ли Афродитой). Стрелы у него двух видов: золотые, оперённые голубиными перьями, и свинцовые с совиными перьями. Первые вызывают любовь, а другие - безразличие.

Одна из самых известных легенд, связанных с луком, приведена ниже. Когда Аполлон, гордо стоял над сраженным чудовищем Пифоном, к нему подлетел Эрос. Аполлон засмеялся и велел мальчику пойти поиграть в другом месте. Обиженный Эрот ответил, что его стрелы тоже бьют без промаха и причиняют гораздо больше боли, чем любые другие. Взлетев на Парнас, он вынул он из колчана две стрелы. Золотой пронзил он сердце Аполлона, а свинцовую пустил в сердце нимфы Дафны.

Аполлон бросился к Дафне, но та, лишь увидев златокудрого бога, бросилась бежать. Аполлон гнался за девой и умолял ее остановится, ведь он не желает ей зла. Но нимфа не слушала его, видя лишь темную сущность бога. Когда же аполлон начал настигать Дафну, она взмолилась о помощи к отцу, фессалийскому богу рек Пенею, дабы он спас ее от ненавистной любви, и в тот же миг превратилась в лавровое дерево. Стала Дафна лавром (греч. "дафне" - лавр), и с тех пор это дерево посвящено Аполлону. В знак памяти он украсил голову венком, сплетенным из лавровых ветвей, а потом такие же венки стали получать победители в состязаниях в честь Аполлона.

// Кстати, имя "Сапфо" имела и древнегреческая поэтесса, чья любовная лирика стала культовой в истории древней литературы.

Сходным атрибутом является и Васанта (санскр. "весна") - лук индуистского бога любви Камы (Камадэвы). Лук этот сделан из стеблей сахарного тростника, тетива - черные жужжащие пчелы, а каждая стрела сделана из цветов. Эпитет Камы - "пятистрельный бог любви", пять его стрел именуются Мучительная, Жгучая, Чарующая, Пьянительная, Всесокрушающая.
О как жесток и как он ласков,
Твой цветоносный меткий лук,
Ты - наше нежное терзанье
И порожденье горьких мук.
Цветочные стрелы твои
И режут, и колют, и жгут

Попадая в сердца людей, вызывает различные последствия любовного чувства. Так, в  "Малявике и Агнимитре"  говорится:
Могучий бог любви, ты устремляешь наши желания без помышлений о препятствиях, и порыв твой так горяч, что твой раб не может вынести и одной минуты ожидания.
Шарнга  (санскр. “роговой”, “из рога”) - в позднейшей индийской мифологии лук, одно из оружий Кришны, воплощения Вишну. Надо полагать, сделан Кришной самостоятельно. По этому атрибуту Кришна имеет эпитеты, означающие "носящий лук Шарнга". С помощью своего лука Кришна совершил немало героических деяний.

Так, именно стрелами, выпущенными из Шарнги,
...Кришна разогнал пеструю свиту Шивы, в которой были бхуты, праматхи, гухьяки, дакини, ятудханы, веталы, винаяки, преты, маты, пишачи, кушманды и брахма-ракшасы.
Затем Кришна применил особое оружие, введя Шиву в заблуждение и заставив его зевать. Воспользовавшись этим моментом, Кришна стал разить армию Банасуры своим мечом, палицей и стрелами.
Карттикея, терзаемый потоками стрел, которые обрушивались на него со всех сторон, покинул поле битвы на своем павлине, истекая кровью.
В другом гимне "Источника вечного наслаждения" рассказывается о сражении Кришны с могучим и алчным героем Шалвой:
Когда Шалва увидел Кришну, он выпустил в него могучее копье. С оглушительным ревом и грохотом оно летело по небу и сияло, подобно метеору. Но Кришна своими стрелами разбил его вдребезги. 
Кришна выпустил шестнадцать стрел в Шалву и целым градом стрел осыпал его воздушный корабль. Так солнце озаряет темное небо нескончаемым потоком светящихся частиц. Шалва с силой ударил Кришну по левой руке, в которой Кришна держал лук Шарнгу, и от этого удара лук упал на землю. Это было нечто небывалое.

Но, естественно, Кришна победил Шалву даже без своего лука.

Атрибуты Кришны (всего их пять) обладают мистическим и эзотерическим смыслом. 
Все они являются персонификациями пяти потенций, и лук обозначает ниграха (подавление и захват), а также исполняет наказания.

// О прочих орудиях Кришны речь пойдет в следующем посте.


Нарикабура, нарукабура (др.-яп. "гудящая стрела") -  стрела с наконечником (благодаря специальному отверстию в полёте издаёт гудящий звук), атрибут  бога ветра Сусаноо. Название произошло, предположительно, от специфической шарообразной формы наконечника, сходной с репой (яп. "кабура").

В мифе об испытаниях, которым Сусаноо подвергает Окунинуси, Сусаноо выпускает нарикабура на широкую равнину и посылает на её поиски Окунинуси. В "Кодзики" о Сусаноо говорится: "Это и есть бог, что держит гудящую стрелу".
 
Нарикабура стала нарицательным словом для обозначения стрел, после выстрела которыми вернуться назад уже нельзя (ср. "Рубикон перейден"). Они применялись для оповещения о начале битвы, а также для устрашения врагов. Кроме того, нарикабура лирически воспета в древнейшей антологии японской поэзии VIII в. "Манъёсю".

Комментариев нет:

Отправить комментарий