четверг, 14 марта 2013 г.

Здравствуй, оружие! part 5: мечи, топоры, молоты богов

Общие классы вооружения закончились, поэтому теперь сборное сообщение о самом разном оружии богов - топорах, молотах, мечах и даже серпах.

Дрепан (греч. "серп") - оружие Кроноса (Крона), который он получил от Геи и которым он оскопил своего отца, Урана. По одной версии легенды, Гея сама сделала каменный серп, что мог разрезать все, что угодно, и отдала его Кроносу. После акта божественной кастрации Кронос выбросил серп в Ахейском море, и он стал одноименным мысом.

Существует и иная версия - серп был выкован тельхинами из адаманта, а после победы над Ураном хранился в пещере в Занкле (Сицилия). Когда же Зевс стал бороться за власть с Кроносом, ему потребовалось самое сильное оружие. Орфики сообщают, как Зевс по совету Нюкты опоил Кронос хмельным медом, тот заснул, и громовержец сам оскопил отца так же, как Кронос - Урана. Тестикулы Зевс вышвырнул в воду, и из них возникла Афродита.

Серп как таковой - древнейший сельскохозяйственный инструмент, и, вместе с тем, сакральный прдмет. Сатурн, римский аналог Кроноса, как явствует из этимологии слова (лат. satus - "посев"), Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, и почитался он как покровитель земледелия и податель плодородия. Нет ничего удивительного в том, что атрибутом бога земледелия и урожая является именно серп. 

Сударшана, также Сударшана Чакра (санскр. "божественное или пророческое видение")-  вращающийся огненный  диск, имеющий 108 острейших граней.  Выкован Тваштаром (иногда Вишвакармой) для Вишну и его аватара Кришны. Представляет собой 10 миллионов игл, расположенных в два ряда, движущихся в разных направлениях (эдакая двойная циркулярная пила).

В традиции Тамила Сударшана называется Чаккрат Ажвар (т.е. Кольцо/Обруч Бога). Династия Чакри, правящий дом Таиланда, носит наименование именно в честь Сударшаны Чакры.

Вишну, которого также называют Нараяной, изображается в четырёхрукой форме, держащим в своих руках Шанкху (раковину), Гаду (жезл), Падму (цветок лотоса) и Сударшану. Вишну держит сударшану указательным пальцем, вставленным в отверстие посреди диска. В "Пуранах" описывается, что Сударшана - оружие окончательного уничтожения. Вишну посылает диск для выполнения определённой задачи - например, уничтожения ракшасов, асуров и викрутатм.

В одной сцене "Махабхараты" рассказывается, как Кришна обезглавил свои диском Шишупала за безблагодатное поведение (тот совершил 100 ошибочных действий, каждое из которых тянуло на "вышку"). И тем же оружием была вырезана священная гора Мандрахал Парват.

Сударшаной Шива расчленил тело богини Сати, когда она покончила с собой путем ягны (ритуального самосожжения). В великой скорби безутешный Шива разделил тело Сати на 51 часть, и разослал по краям и областям, где эти части стали предметами поклонения и культа.

Сударшане поклоняются: нередко символический амулет носят как оберег от злых сил.
Мьёлльнир  (др.-сканд. "сокрушитель") - молот бога Тора. Мьёлльнир могли поднять только Тор и его сыновья Магни и Моди. Тор надевал железные рукавицы, чтобы удержать в них молот, и пояс силы, удваивающий силу носящего. Впрочем, имел слишком короткую рукоять для хвата обоими руками.

Снорри Стурлусен в "Младшей Эдде" пишет, что молот этот лёгок, как перо, но при этом абсолютно неотразим, не ведает промаха и смертоносен. После метания возвращается в руку метавшего. Удар Мьёлльнира вызывал гром, мог разрушать горы.  Если же Тор желал, молот мог стать таким маленьким, что его можно было повесить на веревочке на шею и спрятать под рубахой.

Мьёлльнир изготовлен карликами-цвергами Брокком и Сидри (или Эйтри) при споре с Локи о мастерстве кузнецов. Локи побился об заклад, что Брокк не сможет превзойти изделия детей Ивальди. При всех ухищрениях Локи, молот был выкован и признан асами лучшим творением во все времена. Короткая рукоять молота - следствие попытки Локи помешать его изготовлению.

Мьёлльнир - универсальное оружие, но иногда самому Тору приходилось вызволять свое оружие из плена, когда его похитил хримтурс Трюм, князь Йотунхейма, и потребовал лучшую невесту Асгарда взамен. Благодаря хитростям Локи, турсы притащили молот и положили на колени "невесте" - переодетому Тору. Получив обратно свой молот, Тор убил Трюма, всю его семью и турсов-гостей, пришедших на свадьбу.

Молот мог и оживлять - одной из поездок в Йотунхейм Тор забил своих козлов, которые тянули его колесницу вместо лошадей, и отужинал их мясом, а наутро собрал кости и шкуры и при помощи своего молота оживил их. 

Любопытно,  что именно Мьёлльниром клялись при заключении союзов (в т.ч. брачных), при принесении клятв и обетов. Миниатюрный молоточек широко использовался в качестве амулета, да и продолжает использоваться в этой цели по сей день.


Уконвасара (др.-фин. "оружие Укко") - молот либо топор финского бога-громовника Укко. Ему родственен топор (секира) Перуна и вышеупомянутый Мьёлльнир Тора. Молния, как считалось - это удар Уконвасары. 

Представлял собой остро отточеный каменный молот, который иногда мог восприниматься (да и служить) в качестве топора. Ударами своего оружия Укко побеждает злых демонов, а кусочки камня откалываются и падают на землю, поэтому длинные вытянутые камни воспринимались как священные предметы божественного происхождения. Им приписывались лечебные и защитные свойства. 

Амулеты-уконвасары широко использовались древними финнами, чтобы воздать должное богу грома, призвать его защиту и помощь. Оружие Укко приносило грозу и дождь, либо, напротив, останавливало долгие ливни, а также способствовало деторождению и охоте.

// Уконвасара изображена и на вышеприведенной обложке альбома ВИА Аморфис.

Сходные славянские обереги, связанные с культом Перуна, также были распространены по всей Руси - миниатюрные железные, бронзовые иногда свинцовые подвески-обереги, так называемые секиры Перуна. Некоторые из этих славянских оберегов орнаментированы концентрическими кругами и зигзагообразными линиями, в которых исследователи видят символы солнца и молнии. В X-XI вв. обереги в виде миниатюрных подвесок секир, являлись символами боевого оружия, и по представлениям славян даровали удачу в бою, увеличивали доблесть и мужество. В XI-XII вв. подвески в виде секиры Перуна встречались и как женские обереги. У женщин секира Перуна использовалась в сочетании с другими оберегами, вместе с бусами и ожерельями.

Фрагарах (гэльск. "ответчик") - меч кельтского бога моря Мананнана мак Лира, созданный им из застывшей волны и переданный им впоследствии своему пасынку, богу Лугу (подробнее о копьях последнего - здесь).

Ни одна броня не была способна остановить это оружие. При этом Фрагарах, наставленный на врага, не позволял тому врать при ответе на любой вопрос (отсюда и название). Меч позволял владельцу управлять ветром, а также мог удлинняться и пробивать любые щиты и стены. От ран, нанесенных Фрагарахом, нельзя было излечиться, а враги, увидев его обагренным в битве, ослабевали до полного бессилия из-за ужаса и паники.

Клайом Солас (гэльск. "меч света") - меч владыки богов Нуады в кельтской мифологии. Происхождение неясно - возможно, застывший солнечный луч. Светился и сиял в руке хозяина, мог равно освещать путь и ослеплять врагов навеки. В битве каждый удар рассекал противников напополам, поэтому Нуада старался не прибегать к нему без крайней необходимости. В Ольстере свечи и факелы поныне называют "мечом Нуады". Нередко использовался в геральдике и, как можно увидеть чуть выше, филателии.

Мораллтах и Бэгаллтах (гэльск. "великая ярость" и "малая ярость") - пара мечей кельтского бога Энгуса (Аэнгуса). Выкованы владыкой моря Мананнаном мак Лиром, позднее были переданы пасынку Энгуса, Диармуиду Уа Дуибне (как и два копья - Гаэ Буид и Гаэ Дерг, о которых ничего неизвестно).

Ни один удар этих мечей не мог быть остановлен или прерван, а любая рана оказывалась смертельной - но, что любопытно, смерть наступала не сразу, а через некоторое время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий