вторник, 30 апреля 2013 г.

Ведьмин костер


В ночь с 30 апреля на 1 мая принято отмечать “Вальпургиеву ночь” (по имени св. Вальпургии, чей день почитания – 1 мая) по всей Центральной и Северной Европе. Это праздник встречи весны, когда зажигаются огромные костры, чтобы отвадить ведьм, слетающихся в эту ночь на шабаш. Мы же немного поговорим о том, что предшествовало этому обычаю.

Сам ритуал возжигания костров и празднования восходит к дохристианским традициям. В кельтских странах примерно в это же время отмечался Бельтайн, а германцы водили на первое мая принято водить хоровод вокруг священного древа Ирминсуль. Праздник означал скорый приход лета, солнце снова обретало свою силу.

В вечер Бельтайна кельты разжигали большие костры – «Огни Бела» - из девяти особых деревьев. Огни Бела были священными, они призывали бога Солнца для благословления своего народа. Между кострами прогоняли стада для очищения, защиты и увеличения плодовитости перед тем, как они отправятся на летние пастбища. Разжиганием костров отмечали возвращение жизни и плодородия земли, “зачинали” новый урожай. Пеплом от костров натирали лица и разбрасывали его по полям. Огонь в домашних очагах тушили и заново разжигали от костров Бела.

Со временем древние традиции стали восприниматься как бесовщина и дьявольские козни, что автоматически связывалось с ведьмами и сатаной. Теперь костры стали жечь для того, чтобы ритуально уничтожать соломенные чучела ведьм (отсюда и чешское название праздника, вынесенное в заголовок поста), шуметь и греметь, отпугивая “нечистую силу”.

// Отвлекаясь на секунду, не могу не привести отрывок из “Исследования о ведьмах” историка и ученого XVI в. Варфоломея де Спина: 
Бесчисленное множество инквизиционных процессов и наказаний ведьм доказывает, что ведовство и колдовство действительно существуют: в противном случае инквизиторы, приговаривавшие ведьм к смерти, были бы несправедливыми судьями. Так как церковь не только знает и принимает к сведению эти приговоры, но также санкционирует и одобряет их - следовательно, эти вещи действительны и истинны. 

Не менее оригинальное обоснование преследования ведьм давал и известный английский философ Томас Гоббс: 
Что касается ведьм, я полагаю, что их колдовство не есть реальная сила, и, тем не менее, я думаю, что их справедливо наказывают за их ложную уверенность, будто они способны причинять подобное зло, - уверенность, соединенную с намерением причинить это зло, будь они на то способны. 
Сами же народные поверья о «шабаше ведьм и колдунов» записаны так: 
Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил — сатана, в образе козла с черным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствующие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и целованием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их королеву. 
Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведьмы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда сатана недоволен чьими проделками, он наказует виновных ударами. Затем, при свете факелов, возжженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов.
По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкновенной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он держит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бесстыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами.
— Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу


Дабы защититься от ведьм, во многих европейских странах с заходом солнца подростки и молодежь начинают кричать и греметь, чем попало, т.к. шум считается лучшим средством от злокозненных духов. В Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают на порог песок или траву, чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки. В Германии любят и пошутить - мажут дверные ручки грязью или золой, переносят двери в другое место и вытаскивают из ботинок шнурки. Финны считают, что в полночь последнего дня апреля нет ни одной вершины холма, где не сидели бы ведьмы с ведьмаками.


Сама традиция ведьмовского шабаша, описанная В. Гете в “Сне в Вальпургиеву ночь” в “Фаусте”, мгновенно стала достоянием общественности. Не будем вспоминать сцены бала у князя тьмы в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, а просто отправим всех заинтересованных к прекрасному списку упоминаний “Вальпургиевой ночи” в мировой культуре:


А всем причастным и непричастным - доброй или злой ночи! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий