четверг, 11 июля 2013 г.

Православный рыцарский орден: к истории одной мистификации

Недавно в одной из многочисленных ссылок мне попалась довольно забавная статья, в которой повествуется об "единственном православном рыцарском ордене". Считаю, что об этом стоит написать - а, точнее, о том, что такого ордена на самом деле никогда не было.


Исторически Восточная церковь после раскола 1054 г. имела гораздо больше внутренних проблем, нежели внешних конфликтов, и создание отдельного рыцарского ордена не являлось чем-то насущно необходимым. Кроме того, сама традиция и техника организации рыцарей-крестоносцев в поход носила ярко выраженный папистский характер. Вспомните, как у А.К. Толстого в стихотворении "Буривой" начинается призыв к крестовому походу против славян:

К делу церкви сердцем рьяный,
Папа шлет в Роскильду слово
И поход на бодричаны
Проповедует крестовый:

«Встаньте! Вас теснят не в меру
Те язычники лихие,
Подымайте стяг за веру,—
Отпускаю вам грехи я.

Все, кто в этом деле сгинет,
Кто падет под знаком крестным,
Прежде чем их кровь остынет, -
Будут в царствии небесном».

Разумеется, ассоциировать себя с ненавистным Ватиканом и пользоваться подобной риторикой ортодоксальным патриархам было невместно. Православие вообще довольно быстро приобретает монашеско-аскетическую, мистическую и духовную направленность, которой чужды как завоевания, так и прославление имени бога подобным образом (в духе воевания гроба\креста господня и т.д.).

Неудивительно, что Византия не имела никаких духовно-рыцарских военных орденов, равно как не имела их и Москва, получившая в наследство от Царьграда православные регалии "защитника и ревнителя истинной веры".


Однако в другой, тоже весьма православной стране, а именно, в Сербии, существует легенда о рыцарском православном ордене. Орден этот, называемый обычно "Орденом Дракона", носил полное название "Орден побежденного дракона святого Георгия Победоносца". Сербы приписывают его основание полулегендарному герою, ставшему впоследствии святым - Милошу Обиличу.

Основная канва истории ордена примерно такова. Сербия, страдающая под натиском турок в конце XIII - начале XIV вв., решилась на генеральное сражение, объединив силы своих войск с боснийскими феодалами. Сражение это, чрезвычайно знаменитое в югославской среде (примерно как Куликовская битва у нас), произошло на священном для любого серба Косовском поле в 1389 г. Турки, ведомые султаном Муратом (Мурадом), хотели уничтожить всех неверных и взять земли огнем и мечом, тогда как для потерпевших ряд локальных поражений сербов и боснийцев позади, как говорится, была Москва, и отступать было некуда.

Милош Обилич, один из князей-феодалов, незадолго до этого времени основывает орден побежденного дракона, под которым он, как нетрудно догадаться, имел в виду турецкого предводителя. "Как пал змий, пораженный копьем святого Георгия, так и султан падет под нашими ударами" - вот скрытый смысл названия и, одновременно, девиз. В орден Милош взял лишь 12 родовитых княжичей, искусных в воинском ремесле. Однако злые языки стали нашептывать предводителю всех союзных войск, сербскому царю Лазарю Хребеляновичу, что Обилич замышляет переворот и орден-де он готовит для пленения либо убийства самого Лазаря. Несмотря на то, что Обилич, как гласит легенда, был родственником царя (иногда даже он именуется "зятем"), тот поверил клеветникам и удали Милоша от командования и битвы.


Перед битвой, как гласит житие Лазаря (он тоже был канонизирован сербской православной церковью), царю явился архангел Михаил и спросил, чего он желает для себя и своих воинов. На одной ладони архангел держал свиток со словами "царствие земное", на другой - "царствие небесное". Выбрал бы царь царство земное, победили бы сербы в косовской битве, но лишились бы венцов вечной жизни, и Лазарь выбрал царство небесное. Сербы проиграли сражение, сам царь был убит в бою, как и множество воинов, а все пленные после пыток были преданы мечу. И хоть развить успех туркам не удалось, и от огромных потерь они, деморализованные, отступили обратно, на долгие годы и века Балканы забыли о покое и мире, иноверцы приходили снова и снова, убивая, грабя и насаждая свою религию.

А что же Обилич, спросите вы? А он, прикинувшись дезертиром (да и слава изгнанника летела впереди него), проник в турецкие ряды, оказался рядом с шатром султана Мурада, заскочил туда и зарубил ненавистного владыку, хоть и был после этого схвачен и казнен с особой жестокостью. Из 12 рыцарей выжил лишь один - молодой царевич Стефан, сын Лазаря.


Как бы ни была драматична и красивая эта история, это, увы, не более чем легенда. Сама фигура Обилича более чем спорна и мифологична, а потребовалась такая пышная история венгерскому королю Сигизмунду I Люксембургу, решившему на деле основать орден Дракона. Монарх он был весьма гибкий и "продвинутый", претендовал на самые разные короны и владения, завоевал в 1408 г. Боснию, и, как полагается уважающему себя сюзерену, для придания легитимности своим действиям "воссоздал" сербский рыцарский орден. Ордену были придуманы циничные девизы O quam misericors est Deus (лат. "О, как милосерден Господь") и Justus et paciens (лат. "Оправданно и мирно"), что очень точно характеризует Сигизмунда как правителя.

Устав Ордена разработал канцлер Эберхард, епископ Оради. Текст устава сохранился в копии 1707 г.и был опубликован в издании Codex Diplomaticus Hungariae ecclesiasticus ac civilis в 1841 г. Папа Григорий XII одобрил учреждение ордена, а по инициативе Сигизмунда был разработан пышный ритуал приема в рыцари и заседаний. Отличительным знаком для рыцарей явились медальоны и подвески с изображениями золотого дракона, свернувшегося в кольцо и обремененного червленым крестом. В родовых гербах дворян, бывших рыцарями ордена, изображение дракона обрамляло щит. Понятно, что орден был сугубо католический, занимался он борьбой с гуситами и таборитами, и после смерти Сигизмунда в 1437 г. быстро пришел в упадок и потерял значение.

// Любопытно, но факт: в числе одного из двадцати четырех членов возрожденого ордена Дракона был и отец господаря Влада Цепеша, Влад Старший.





Но это дела давно минувших дней, а в наше время, в веке XXI, попытки все-таки основать православный рыцарский орден совершаются довольно часто. Если отбросить самые экстравагантные общества, то самой крупной и влиятельной организацией должна быть названа следующая: «Защитники православных христиан имени святого князя Димитрия Донского». Возглавляет эту контору небезызвестный адвокат и общественный деятель И. Трунов, о котором, если интересно, можно многое узнать из статьи на лурке. Будучи приором Всемироного ордена Тамплиеров (sic!), он заодно решил "вспахать" поле защиты православных, особенно возмутившись кошмарной акцией Pussy Riot:
— Считаем, что наказание данного противоправного деяния, определенное судом, излишне мягко и не в полной мере соответствует тяжести преступления.
 — Обращаемся в Государственную думу России с предложением о внесении поправок в действующий Уголовный кодекс, ужесточающих ответственность за хулиганское оскорбление религиозных чувств граждан, в том числе за осквернение почитаемых верующими святынь.
— Учитывая важность принципа неотвратимости наказания, настаиваем на привлечении к уголовной ответственности организаторов и пособников преступной антихристианской акции панк-группы Pussy Riot, которые должны понести суровое наказание.
— Как рыцари Ордена тамплиеров — защитники христианства в случае преступной бездеятельности со стороны следственных органов оставляем за собой право и священную обязанность найти заказчиков и организаторов надругательства над христианскими святынями и покарать.
Рвение, правда, не оценили, и сотрудники московского патриархата заявили, что не сотрудничают с организацией «Защитники православных христиан имени святого князя Димитрия Донского»:
Такая организация с Русской православной церковью не сотрудничает, одобрения со стороны церковного священноначалия эта организация не получала.
По итогам рассмотрения упомянутого инцидента "Святейший патриарх Кирилл счел сотрудничество с этой организацией нецелесообразным", а священноначалие Русской православной церкви не благословляло создания "православных рыцарских орденов или иных структур такого рода".


В качестве шутки также стоит отметить, что патриарх Иерусалимский Теофил III посвятил премьер-министра Украины Николая Азарова в рыцари православных крестоносцев святого храма гроба Господня.

По сообщениям прессы, церемония посвящения произошла в резиденции Теофила III в Иерусалиме, где политик был провозглашен великим командором ордена православных крестоносцев святого храма гроба Господня, награжден золотым крестом, короной, венком и звездой. В свою очередь Азаров поблагодарил патриарха и отметил, что для него это большая честь и что мир переживает непростые времена, и как никогда необходимо молиться за то, чтобы распространять христианские ценности света, тепла и добра.

Тонко ли потроллил патриарх, или ему припекло на жарком палестинском солнышке - сказать трудно...

P.S. Если же вам и этого мало, то здесь вы можете во всех подробностях узнать, каким образом запорожское казачество следует рассматривать как православный духовно-рыцарский орден.

1 комментарий:

  1. Thank you for giving posts and articles were very amazing. I really liked as a part of the article. With a nice and interesting topics. Has helped a lot of people who do not challenge things people should know. You need more publicize this because many people. Who know about it very few people know this. Success for you....!!!

    ОтветитьУдалить